Меню

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы 1490 г.— 130 кв. м., стенопись Дионисия, 1502 г.— 600 кв. м., Ферапонтов монастырь

Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы — первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестовокупольный, трехапсидный храм имеет легкие стройные пропорции, подчеркнутые вертикалями лопаток-пилястр и постановкой здания на подклете. Его объем завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясом из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу — поясом с тератологическим и растительным орнаментом. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка.

Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из композиций, занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — единственная роспись великого русского мастера Дионисия, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде. Об его авторстве свидетельствует надпись, сохранившаяся в софите северной двери: «В лето 7010-е месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата, бысть потписыватца сия церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, всех царю, избави их, Господи, мук вечных».

Роспись осуществлялась сверху вниз порядно, о чем свидетельствуют нахлесты левкасных дневных швов. Подчиняя размеры и пропорции живописных композиций архитектурным членениям храма, Дионисий достигает неповторимой гармонии в воплощении образа храма как Царствия Небесного.

Наружные росписи на западной стене, отображая на плоскости объемное распределение сюжетов внутри собора, представляют тему вхождения в Царствие Небесное через образы Деисуса и Рождества Богородицы. Композиция в нижней части южной стены посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря.

Внутри собора росписи выполнены в соответствии с каноном православных стенописей ХV-XVI в. сверху вниз порядно. В барабане — Христос-Вседержитель, под ним — архангелы и праотцы, в парусах — евангелисты, в щеках подпружных арок — Учение отцов церкви, в сводах — евангельские сцены, на западной стене — Страшный суд, на уровне окон четверика — композиции на текст акафистного гимна, самого раннего из сохранившихся в русских стенописях, ниже — Вселенские соборы, на столпах — воины-мученики, в алтарных апсидах — Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец, внизу, по периметру стен и столпов — полотенца с орнаментами.

Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия.