=
Меню

Наука и техника

Бриллиантов Александр Иванович

Бриллиантов Александр Иванович

историк церкви, член-корреспондент Российской академии наук (1919)

Дата рождения: 22.08.1867
Место рождения: с.Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.
Дата смерти: 01.06.1933
Место смерти: г.Тамбов


(22.08.1867, с.Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ., ныне Вологодской обл. – 1.06.1933, Тамбов)

Выдающийся богослов и философ, член-корреспондент Академии наук (6.12.1919).


Александр Иванович Бриллиантов родился 17 августа 1867 г. в семье священника Ильинской церкви с.Цыпино Кирилловского уезда Новгородской епархии. За долгие годы службы в одном приходе его отец Иван Михайлович трижды избирался помощником благочинного, в 1869 г. был награжден набедренником, в 1876 – скуфьею, а в 1889 – золотым наперсным крестом.

Четыре его сына – Александр, Иван, Леонид и Вениамин – пошли по стезе, обычной для духовного сословия. Александр Иванович прошел все ступени обучения: первоначальное образование получил в доме отца, затем проходил курс в Кирилловском духовном училище и в Новгородской семинарии. В 1887–1891 гг. он был студентом Петербургской духовной академии. Как и его брат Иван, Александр Иванович был «профессорским стипендиатом», то есть получил право в течение года после окончания курса продолжать свое образование в академии по избранной научной теме.

Уже во время обучения Александр Иванович стал видным церковным историком. В 1893–1900 гг. преподавал историю и обличение русского раскола в Тульской духовной семинарии, одновременно исполняя обязанности епархиального миссионера. В 1893 г. представил в Совет Санкт-Петербургской духовной академии магистерское сочинение «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены», которое было успешно защищено им в 1898 г. Один из рецензентов так охарактеризовал этот труд: «Над всяким русским серьезным богословским сочинением стоит незримая подпись: для немногих. Исследование А.И.Бриллиантова так научно, что и над ним носится эта надпись. Но хотелось бы, чтобы из этих немногих ее прочитали весьма многие...».

В апреле 1900 г. А.И.Бриллиантов избирается доцентом на кафедру общей церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии на место скончавшегося В.В.Болотова, одного из создателей петербургской церковно-исторической школы. В 1904 г. Бриллиантов – экстраординарный, а с 1914 г., по присуждении докторской степени, ординарный профессор академии, в коей должности состоял до закрытия академии в сентябре 1918 г. С 1900 г. был делопроизводителем Комиссии Священного синода по старокатолическому и англиканскому вопросам. В течение ряда лет состоял также председателем Библиотечной комиссии академии. Являлся членом Предсоборного присутствия при Священного синоде (1906), Предсоборного совета (1917) и Поместного собора Русской православной церкви 1917–1918 гг. Весной 1917 г. был выдвинут одним из кандидатов для выбора на кафедру правящего архиерея Петроградской епархии.

В послереволюционный период Александр Иванович переживает самый плодотворный период научной деятельности, но ни одна работа этого времени не была опубликована. После закрытия Высшей духовной школы в Петрограде А.И.Бриллиантов предпринял огромные усилия к сохранению академической библиотеки, из фондов которой позднее было образовано I отделение Государственной публичной библиотеки. С 1921 г. – библиотекарь I отделения, а с 1925 г. – главный библиотекарь ГПБ. В 1920–1923 гг. состоял профессором Петроградского богословского института. С 1919 г. – член-корреспондент Российской академии наук (с 1924 г. – АН СССР). Принимал участие в научной деятельности Российского Палестинского общества и Византийской комиссии АН СССР.

В период церковных смут и нестроений 1920-х гг. Александр Иванович твердо сохранял верность каноническому священноначалию Русской православной церкви. Мнение А.И.Бриллиантова по вопросам церковной действительности того времени высоко ценилось его многочисленными почитателями – иерархами, клириками и церковными учеными.

Через полгода после выхода на пенсию, 10 июля 1930 г., А.И.Бриллиантов был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной организации, возглавляемой Платоновым и ставившей целью свержение власти и восстановление монархического строя». «Дело академика Платонова» (как оно названо в следственных документах), начавшись со вздорного обвинения сотрудников Академии в сокрытии от «советского правительства важных архивных фондов государственного значения», закончилось раскрытием «контрреволюционной монархической организации». Арестованы были С.Ф.Платонов, Н.П.Лихачев, Е.В.Тарле, С.В.Рождественский, С.В.Бахрушин, всего более 100 человек. В материалах следственного дела находятся два листа протоколов допроса А.И.Бриллиантова. В феврале 1931 г. был вынесен приговор с «высшей мерой социальной защиты», замененный позже пятью годами концлагерей с конфискацией имущества. А.И.Бриллиантов вскоре умер от дизентерии во время этапа на пути в Свирлаг.

Несмотря на высокие должности, Александр Иванович не прерывал своих связей с родиной и заботился о своих родственниках. Когда А.И.Бриллиантов возглавлял кафедру общецерковной российской истории, его брат Иван Иванович состоял в должности помощника инспектора в той же академии. Они занимали общую квартиру, что не могло не способствовать общности их интересов в науке и просветительской деятельности. Каникулы братья проводили вместе в д. Цыпино. В 1929 г. он взял на воспитание одну из своих племянниц, дочь сестры Евстолии Татьяну. По воспоминаниям Татьяны, сохранившимся в КБИАХМЗ, Александр Иванович был строгим, но справедливым человеком, учил девочку грамоте, под его влиянием она стала петь в церковном хоре. Личные документы А.И.Бриллиантова сохранились в отделе рукописей ГНБ (Ф. 102. Оп. 1. Д. 4, 20 и др.). Среди них – почти полторы сотни писем Ивана Ивановича к старшему брату.

Кроме диссертационного сочинения, других крупных работ в печати у А.И.Бриллиантова не выходило. Однако этот факт не умаляет его значения как ученого. Получившие всемирную известность «Лекции по истории древней церкви» В.В.Болотова стоили ему двенадцатилетнего редакторского труда. Кроме того, им были подготовлены для публикации в «Христианском чтении» более десятка работ, оставшихся после В.В.Болотова. Свои же «Чтения по общецерковной истории», представляющие достаточно обработанный и вполне добротный академический курс, он к печати не предназначал. Из иных опубликованных его работ наиболее известны: «К характеристике ученой деятельности профессора В.В.Болотова как церковного историка» (Христианское чтение. – 1901. – Ч. 1 и отд. изд. – СПб., 1901), «Происхождение монофизитства» (Христианское чтение. – 1906. Ч. 1 и отд. изд. – СПб., 1906), «Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк» (Христианское чтение. – 1910. – Ч. 1, 2 и отд. изд. – СПб., 1910) и др. Принесшая Бриллиантову широкую научную известность работа «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» (СПб., 1898. LVIII. 514 с.) и по сей день, как справедливо указывает игумен Иннокентий (Павлов), «является едва ли не лучшим исследованием, посвященным богословским воззрениям и литературной деятельности Эригены – этого интереснейшего представителя религиозной мысли Средневековья». Кроме того, она содержит обстоятельные характеристики богословских воззрений блаж. Августина, св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника и произведений, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту. Анализируя учения этих церковных мыслителей, А.И.Бриллиантов приходит к выводу о принципиальном различии западного богословия, основные идеи которого были изложены блаж. Августином, от восточного, в наиболее отчетливой форме выраженного у ПсевдоДионисия Ареопагита и преп. Максима Исповедника. Психологизм блаж. Августина и онтологизм Препагитик и преп. Максима, по мысли А.И.Бриллиантова, – это не просто частные особенности учения того или иного богослова, а проявление сущностных черт западного и восточного богословствования, что впоследствии развилось в различие католического и восточно-православного способа богопознания и миросозерцания.

Личность Иоанна Скота Эригены взята для изучения А.И.Бриллиантовым не случайно. Будучи человеком западной культуры, Эригена воспитывался на августиновской традиции, но, прекрасно зная греческий язык, он смог прочитать и перевести на латынь ряд работ византийских отцов Церкви, также оказавших на него огромное влияние. На пересечении этих во многом отличающихся друг от друга богословских традиций и развивается парадоксальная мысль Эригены. Хотя со дня первой публикации прошло ровно сто лет, книга А.И.Бриллиантова совершенно не утратила своей научной значимости. Когда в России во многом оказались разорванными нити преемственности богословской мысли, это исследование может стать неоценимым пособием как для изучения богословия и философии Иоанна Скота Эригены, так и для понимания сложных и многообразных путей развития христианского богословия вообще – и восточного, и западного. В 1996 г. этот труд был переиздан в Москве.


Труды:

Труды В.В. Болотова по вопросу о Filoloque и полемика о его тезисах о Filologie в русской литературе // Христианское чтение. – 1913. – Ч. 1. – С. 431–457;

К истории арианского спора до Первого Вселенского собора // Христианское чтение. – 1913. – Ч. 2. и отд. изд. – СПб., 1913. – 51 с.;

Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года // Христианское чтение. – 1914, 1915, 1916 и отд. изд. – Пг., 1916. – VII, 197 c.;

О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника // Христианские ведомости. – 1918. – № 1 и отд. изд. – Пг., 1918. – 62 с.


Литература:

Иннокентий (Павлов). Санкт-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа // Богословские труды: Сборник, посв. 175-летию ЛДА. – М., 1986. – С. 233;

Бриллиантов И. И. Письма брату: 1919–1929 гг. // Лад. – 1994. – № 8. – C. 27–40;

Шаромазов М. Через горнило большевизма // Памятники Отечества. – Вып. 30: Северная Фиваида. – М., 1994. – С. 137–143.

Е.Л.Демидова

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". -
Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X


Возврат к списку