Меню

Поэты

Межаков Павел Александрович

поэт

Дата рождения: 1786
Дата смерти: 1861

Павел Александрович Межаков родился 12 августа 1788 года в городе Вологде. Учился в Московском университетском благородном пансионе, служил в Петербурге, состоял при русской миссии в Неаполе, но в 1809 году, после трагической гибели отца (убитого крепостными крестьянами), оставил службу и с 1811 года поселился в родовом имении Никольское Кадниковского уезда Вологодской губернии. Вотчина его была одной из самых богатых в округе, а усадьба, построенная в 80-х годах XVIII века, одним из замечательных произведений русского провинциального зодчества. У Межакова был известный конный завод с английскими выписными жеребцами, оркестр из крепостных, театр.

Межаков печатал свои стихи в ряде периодических изданий ("Чтения в Беседе любителей русского слова", "Благонамеренный", "Памятник Отечественных муз", "Московский телеграф" и др.) и выпустил два поэтических сборника: "Уединённый певец" (1817) и "Стихотворения Павла Межакова" (1828). Первый из сборников не удостоился никаких печатных откликов, второй - стал поводом для иронических рецензий двух ведущих критиков конца 20-х годов: Н. А. Полевого и С. П. Шевырева.

При первом обращении к поэзии Межакова становится ясно, что она имеет несомненное родство как с творчеством позднего Державина, так и со стихотворениями Батюшкова, ввиду этого в представлении первых критиков Межаков был оценен не только как поэт-"любитель", но и как поэт-"подражатель".

Межаков-"подражатель" интересен именно тем, что на правах провинциального поэта счёл себя вправе не примыкать к какому-то определенному литературному "кружку", а предпочёл удалённую позицию "созерцателя", "уединенного певца". Название первого сборника Межакова оказывалось очень значимым: "уединённый певец" был в его представлении человеком, наделённым непосредственным поэтическим даром и сознательно ушедшим "к природе", источнику его "песен".

В 1828 году рукопись сборника "Стихотворения Павла Межакова" была представлена автором на рассмотрение в Российскую академию и получила уничтожающий отзыв. Стихи Межакова были признаны "не заслуживающими одобрения", их содержание - "противным всякой благопристойности и вредным для благонравия", их слог - "неестественным, неровным, непонятным". Межаков прямо шёл по следам "роскошной чувственности" Державина и "неги сладострастной" Батюшкова, но рецензенты Российской академии увидели в его стихах лишь "неблагопристойности".

Однако при обращении к тем стихам Павла Александровича Межакова, которые Российская академия признала особенно "мерзкими" ("Воспоминание", "Твёрдое намерение", "Гроза", "Свидание"), никакой особенной "нечистоты любострастия" не обнаруживаешь.

Эротические стихи Межакова возникли как показатель уже найденных, вторичных мотивов и, не имея специфически литературной подосновы, соотносились непосредственно с бытом, в данном случае с бытом "усадебным", так как в XVIII веке, во времена рассвета дворянской империи очень устойчиво складывается тип русской усадебной культуры. Именно это обстоятельство определило поэтическую позицию Межакова как владельца усадьбы.

Павел Межаков предстаёт перед читателями явлением очень многогранным. Внешне - это "третьестепенный" поэт, каких много было во все времена. Но ещё и очень своеобразный "подражатель", в творчестве которого преломились характерные тенденции литературы "допушкинского" времени. И - уникальный представитель русской "усадебной" поэзии периода расцвета дворянской усадьбы как серьёзного и самобытного явления провинциальной культуры.

Творчество Межакова оказывается столь притягательным: несмотря на "третьестепенность" и на весьма "среднее" дарование, его нельзя благополучно забыть. Он выразил существенную сторону русской провинциальной культуры одного из интереснейших периодов её становления. Его поэзия становится интересной не столько сама по себе, сколько тем, что за нею стоит.

Возврат к списку