Меню

Художники

Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич

живописец, график, публицист. Один из крупнейших мастеров русской живописи XIX в. Главная тема его произведений - изобличение захватнических войн, изображение мужества и героизма защитников Отечества

Дата рождения: 26.10.1842
Место рождения: г.Череповец
Дата смерти: 13.04.1904
Место смерти: г.Порт-Артур


(26.10.1842, г.Череповец – 13.04.1904, г.Порт-Артур).

Живописец, график, публицист. Один из крупнейших мастеров русской живописи XIX в. Главная тема его произведений – изобличение захватнических войн, изображение мужества и героизма защитников Отечества. Дважды, в 1887–1888 и 1894 гг., посещал Русский Север. Выставки произведений художника неоднократно устраивались в крупнейших городах России и за рубежом – Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке и др. Произведения хранятся в крупнейших музеях нашей страны: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской картинной галерее.


Василий Верещагин родился 26 октября 1842 г. в Череповце.

Сын небогатого помещика был определен волею родителей, помимо его собственного желания, в Царскосельский малолетний кадетский корпус, а затем продолжил образование в петербургском Морском кадетском корпусе (1853 – 1860). С семи лет он воспитывался вдали от семьи. Порядки в закрытом учебном заведении были ненавистны Верещагину. Тем не менее волевой, собранный и самолюбивый мальчик становится лучшим воспитанником школы, никому не уступавшим в классе первенства. Преодолев все трудности, он окончил корпус первым учеником.

Рано обнаружившийся интерес к рисованию побуждал кадета уделять время и посещению петербургской рисовальной школы (1858 – 1860).

Став морским офицером, Верещагин отчетливо осознал, что не флотская служба, а искусство – его истинное призвание. Вопреки воле родителей, считавших профессию художника унизительной для столбового дворянина, Верещагин оставляет морскую карьеру и поступает в 1860 г. в Академию художеств. Родители отказали ему в помощи, но он остался непреклонным в своем решении. В Академии Верещагин занимался с исключительным прилежанием, но через три года убедился, что академическая система обучения, основанная на условных принципах позднего классицизма, далека от жизни. В 1863 г. он отправляется на Кавказ для самостоятельной работы на натуре. Через полтора года юноша едет в Париж, поступает в Академию художеств и с перерывами учится там три года (1864 – 1866). И здесь он проявляет удивительную самостоятельность, независимость взглядов и во всем исходит из своих убеждений художника-реалиста.

Все свое творчество Верещагин как художник-просветитель и демократ посвятил борьбе с захватническими войнами, с угнетением человека, деспотизмом и тиранией, варварством, религиозным фанатизмом. Эстетическое кредо художника сформировалось не сразу. В 1867 г., отправляясь в Туркестан, в действующую русскую армию для работы на натуре и познания истинной войны, он еще не имел каких-либо антимилитаристских убеждений. За исключительную храбрость при обороне Самаркандской цитадели Верещагин был награжден Георгиевским крестом. Лишь постепенно, под впечатлением увиденного и в результате глубоких размышлений, он делается убежденным противником войны и ставит перед собой задачу правдивого ее изображения. Серия картин, созданная на материале более чем трехлетнего пребывания в Туркестане, увенчалась большим полотном «Апофеоз войны», имевшим программное значение для всего творчества художника. На раме картины, где изображена пирамида человеческих черепов, он написал впечатляющие слова: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Сам художник считал, что это произведение «столь же историческая картина, сколько сатира, сатира злая и нелицеприятная».

После Туркестана Верещагин стал писать свои произведения сериями, когда одно полотно продолжает и развивает идею другого. Примером тому могут служить живописные работы индийской серии, где наряду с мотивами природы или архитектуры, бытовыми зарисовками разрабатывается и тема угнетения индийского народа английскими колонизаторами. В 1880-е гг. им создана «Трилогия казней», в отдельную серию объединены картины на евангельские сюжеты.

В 1877 г., едва началась русско-турецкая война, Верещагин оказался добровольцем на фронте. В самом начале войны он принимал участие в минной атаке на Дунае, был ранен, лежал приговоренный к смерти в госпитале, а выздоровев, вернулся в действующую армию. На войне художника постигло большое горе: был убит его любимый младший брат Сергей, другой брат, Александр, ранен. Сорок этюдов, написанных под пулями и гранатами, были вероломно похищены. В одном из писем П. М. Третьякову, высоко ценившему талант художника, Верещагин писал: «Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действенны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады».

В целях популяризации своего творчества и пропаганды антимилитаристских идей художник постоянно открывал выставки в России, в столицах и крупнейших городах Европы, а также в США. Успех выставок и авторитет художника были огромны. Престиж русской художественной культуры небывало поднялся. И в то же время русское правительство не купило у Верещагина, имевшего международное признание, ни одной крупной картины.

Большой популярностью пользовались произведения Верещагина, посвященные Отечественной войне 1812 года, где он противопоставляет французским завоевателям героический русский народ. Около 17 лет работал он над серией из 20 полотен, так и не завершив ее. Долгое время не находилось покупателя и на эту патриотическую серию. Лишь под давлением общественности после долгих проволочек картины поступили в казну государства.

В начале русско-японской войны (1904) Верещагин, оставаясь верным своим принципам, уезжает в действующую армию. Он опять полон желания правдиво показать людям войну. 13 апреля 1904 г. Василий Васильевич погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном японской миной, до последнего момента занося в походный альбом панораму военного рейда.

Главными чертами Верещагина всегда были самоотверженность и непреклонность в борьбе за высокие эстетические и гражданские идеалы. Казалось бы, выпавшие на долю художника испытания могли сломить его волю и энергию, настолько терниста была выбранная им дорога. Но художник до конца остался верен своим взглядам, принципам и убеждениям. Его картины, литературное и эпистолярное наследие ярко раскрывают такие черты духовного облика и характера Верещагина, как высокое чувство гражданского долга, доходящее до щепетильности чувство чести, прямота, переходящая порой в резкость, целеустремленность и сила воли. Он нередко ссорился и разрывал отношения даже с близкими ему людьми. Объяснить это можно не столько прирожденной горячностью, сколько психологической и нравственной нагрузкой, выпавшей на его долю.

Время доказало, что пафос верещагинского творчества не утрачен с годами. Заложенные в его творчестве идеи живут, продолжая волновать нас и сегодня. Его картины хранятся в крупнейших музеях страны, есть они и на родине художника в Череповце, где с 1984 г. существует мемориальный Дом-музей Верещагиных.


Труды В.В. Верещагина.

Очерки, наброски, воспоминания В.В.Верещагина. С рисунками. – СПб., 1883.

На войне в Азии и Европе. Воспоминания художника Верещагина. – М., 1894.

Литератор. Повесть. – М., 1894.

Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. – М., 1895.

По Северной Двине. – М., 1896.


Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Индийская серия. 1874-1876

 

"Не замай, дай пройти". Из серии "1812 год"

 

Старушка-вологжанка (кружевница).
Из серии "Иллюстрированные автобиографии нескольких замечательных людей. Около 1888.



Литература

Булгаков Ф.И. Василий Васильевич Верещагин и его произведения. – СПб., 1896.

Стасов В.В. Василий Васильевич Верещагин. Собр. сочинений. – Т. 1–2. – СПб., 1894.

Переписка В.В.Верещагина и В.В.Стасова. Т. 1–2. – М.: Искусство, 1950, 1951.

Переписка В.В.Верещагина и П.М.Третьякова. – М., 1963.

Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. 1842–1904. – М., 1972.

Василий Васильевич Верещагин. Избранные письма. – М., 1981.

Мемориальный Дом-музей Верещагиных в Череповце. – Л., 1986.

Л.Г.Соснина

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". -
Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X


Возврат к списку