Меню

Художники

Рыбаков Александр Александрович

Рыбаков Александр Александрович

художник, член Союза художников России с 1973 года, член Ассоциации искусствоведов России с 1993, художник- реставратор монументальной и станковой темперной живописи, кандидат искусствоведения

Дата рождения: 1940

Александр Александрович родился в 1940 году во Владимировской области, с 1968 года проживает в Вологде. Член Союза художников РФ (1973), член Ассоциации искусствоведов России (1993), художник- реставратор монументальной и станковой темперной живописи высшей квалификации (1982), кандидат искусствоведения (1974), защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения “Иконопись Вологодского региона Русского Севера 18-19 веков. Центры, памятники и мастера. К проблеме историко-художественной классификации “северных писем” (2000).

В 1959 году Александр Александрович окончил Мастерское художественное училище по отделению живописи, в 1967 году – факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Работал художником-реставратором древнерусской живописи в Государственном Русском музее (1967-1968, С.-Петербург), возглавлял бригады художников-реставраторов в Вологодской и в Межобластной СНРПМ объединения “Росреставрация” (1970-1984).

В 1985-1995 году заведовал Вологодским филиалом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря; в 1995-1996 году начальник управления исторического наследия и туризма администрации Вологодской области.
В настоящее время Александр Александрович является ведущим специалистом Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, председатель реставрационного совета филиала.

Реставрационное дело Рыбаков А.А. осваивал под руководством известного петербургского художника-реставратора Н.В. Перцева. С 1968 года ведет активную деятельность по организации и практическому осуществлению реставрационных работ на памятниках станковой темперной и монументальной живописи на территории Русского Севера, прежде всего Вологодской области. Созданный Перцевым Н.В. и Рыбаковым А.А. коллектив художников-реставраторов за период 1968-1995 гг. при их непосредственном участии и научном руководстве выполнил реставрацию фресок вологодского Софийского собора, восьмерика и свода церкви Иоанна Предтечи в Рощенье, паперти Казанской церкви в Устюжне, начальный цикл исследовательских работ на фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Ими реставрированы настенные росписи 18-19 века. В Успенском соборе Великого Устюга, в Богородицком кафедральном соборе и в церкви Андрея Первозванного в Вологде.

А.А. Рыбаковым и специалистами руководимого им коллектива открыты и атрибуированы многие памятники вологодской иконописи 14-19 века, благодаря чему созданы заново экспозиции древнерусского искусства в Устюженском, Вытегорском и Тотемском музеях, получили развитие экспозиционные залы в Череповецком, Вологодском, Кирилло-Белозерском и Великоустюжском музея –заповедниках.

Много внимания А.Рыбаков уделяет вопросам изучения художественного наследия Русского Севера. Результаты многолетнего исследования памятников монументальной живописи региона обобщены в его кандидатской диссертации “Стенная живопись Вологды 17-19 веков”(1974), а итогом длительной работы в области реставрации и изучения памятников северной станковой темперной живописи явились его докторская диссертация “Иконопись Вологодского региона Русского Севера 13-18 веков. Центры, памятники и мастера”, а также изданная им в 1995 году книга “Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской 13-18 веков”.

Книга А.А. Рыбакова “Вологодская икона” стала наиболее полным, фундаментальным и представительным изданием памятников иконописного наследия Вологодского региона, как ранее известных, так и вновь открытых за последние десятилетия. В ней впервые в широком и многостороннем аспекте воспроизводится картина развития художественной культуры Вологодского региона Русского Севера, представлены лучшие произведения местных и приезжих мастеров, созданные на протяжении нескольких веков. Книга является опытом обзора иконописи земли Вологодской как художественного эквивалента тем неповторимым индивидуальным условием развития таланта и творчества живописцев, которыми и определяются ее самобытность и привлекательность, в ней раскрываются специфические особенности иконописных комплексов различных региональных и локальных центров культуры региона.

А.А. Рыбаков принимает активное участие в организации выставок древнерусского искусства в музеях Вологодской области и за ее пределами. Он был одним из организаторов и научным руководителям проекта успешно прошедших выставки и конференции “Возрожденные шедевры Русского Севера”, посвященных 850-летию Москвы, Вологды, Великого Устюга и 600-летию Кирилло-Белозерского монастыря.

В настоящее время в составе оргкомитета Рыбаков является научным координатором проекта региональной выставки “Русская Фиваида. Вологодское монастыри и духовное просвещение Русского Севера “, посвященной 2000-летию Рождества Христова, открытие которой намечено на январь 2000 года.

 
 
 
 
 

Возврат к списку