Меню

Артисты

Сухаревская Лидия Павловна

Сухаревская Лидия Павловна

актриса театра и кино, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР

Дата рождения: 30.08.1909
Место рождения: г.Грязовец
Дата смерти: 10.10.1991
Место смерти: г.Москва


(30.08.1909, г.Грязовец – 10.10.1991, г.Москва)

Актриса театра и кино, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР


Родилась в г.Грязовце Вологодской области (по другим сведениям – в Петергофе). Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», – отмечает Сухаревская (Советская Россия. – 1980. – 21 декабря. – С.4).

После смерти отца в 1924 году Лидия с матерью становятся жительницами Ленинграда. Еще будучи старшеклассницей, Сухаревская приобрела богатый жизненный опыт. Желая помочь матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на строительстве больницы, затем поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На курсах был организован драмкружок, руководительница которого посоветовала девушке стать актрисой. С 1927 по 1930 г. Лидия Сухаревская учится в Первой государственной художественной студии в Ленинграде. После ее окончания она становится актрисой филиала Ленинградского передвижного колхозно-совхозного агиттеатра (Театра пропаганды). Молодым актерам этого коллектива приходилось не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.

Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступает в 1933 г., когда ее принимают в труппу Ленинградского театра комедии (до 1935 г. он назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии»). Именно здесь происходит формирование творческой индивидуальности актрисы, становление ее профессионального мастерства. Работая под руководством известного режиссера и художника Н. Акимова, Сухаревская приобрела вкус к остроте сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли, интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились в таких работах «акимовского периода», как Юлия Джули («Тень» Е.Шварца), Бетти Уайтхауз («Опасный поворот» Дж.-Б.Пристли), Элли («Дорога в Нью-Йорк» Л.Малюгина), Элиза Дулитл («Пигмалион» Б.Шоу).

В роли Софьи Ковалевской (в пьесе бр.Тур)С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 г. Сухаревская – заслуженная артистка Таджикской ССР. В 1944 г. Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская принимает решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности – эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняют столь радикальный поворот в судьбе актрисы.

В течение последующих 20 лет Сухаревская меняет несколько московских театров, создавая яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы (впоследствии Московский драматический театр им. Вл.Маяковского) актриса запомнилась в роли своей современницы Мальцевой («Директор» С.Алешина); в Театре-студии киноактера — в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской в одноименной пьесе бр. Тур и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме Г.Ибсена; в Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца». С 1963 по 1974 г. Сухаревская работает в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей в равной степени были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В репертуаре этого периода по-прежнему преобладают роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е.Якушкиной). Но с таким же успехом Сухаревская играет роль Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создает необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Е.Евтушенко. В 1967 г. она получает звание народной артистки РСФСР.

С 1974 г. Сухаревская вновь служит в Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» А. Арбузова. В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главная тема творчества актрисы – необходимость хранить верность идеалам добра и красоты, беречь неповторимость человеческой индивидуальности – прозвучала в «Старомодной комедии» с пронзительной одухотворенностью.

Л.П.Суходревская в Старомодной комедии А.АрбузоваС 1939 года Лидия Сухаревская снималась в кино (первая роль в фильме «Василиса Прекрасная») и тоже зарекомендовала себя как актриса широкого творческого диапазона. В 1940-е годы она появилась на экране в фильмах «Танкер «Дербент», «Лермонтов», «Человек № 217», «Встреча на Эльбе», «Звезда». В 1951 г. Сухаревской присуждается Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствует актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок», «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открывает фильмом «Жизнь сначала», в котором она является автором сценария и исполнительницей главной роли. Всего Сухаревская снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф.Абрамову (1974).

В 1990 г. Лидии Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.

По завещанию Сухаревской и Тенина в их московской квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) организуется филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.


Литература

Владимирова З. Лидия Сухаревская. – М., 1977.

Вульф В.Я. Звезды трудной судьбы. – М., 1997. – С. 54 – 61.

Актеры советского кино. – М., 1967. – Вып. 3. – С. 187 – 201.

С.Патапенко

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". -
Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X


Возврат к списку