=
Меню

Известные вологжане

Белов Григорий Акинфович

Белов Григорий Акинфович

актер театра и кино, лауреат Государственной премии СССР (1948), народный артист СССР (1956)

Дата рождения: 18.12.1895
Место рождения: д.Вахонькино, Кадуйский р-н
Дата смерти: 14.09.1965


(18.12.1895, д.Вахонькино, Кадуйский р-н – 14.09.1965)

Актер театра и кино, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.


Родился в деревне Вахонькино Череповецкого уезда (ныне Кадуйский район Вологодской области) в семье учителя Акинфа Григорьевича Белова. Получив начальное образование в сельской школе, в 1907 г. поступил в Череповецкое реальное училище, которое закончил в 1915 г. В этом же году Белов уезжает в Петроград, где становится студентом экономического отделения политехнического института. Одновременно он поступает в драматическую студию при Александринском театре, которой руководил известный актер этого театра Ю. Юрьев. Но вскоре студенту приходится стать солдатом: в 1916 г. Белова призывают в армию и отправляют рядовым на Юго-Западный фронт в артиллерийские войска.

В первые дни Октябрьской революции Григорий Белов возвращается в Череповец, служит инспектором красноармейской самодеятельности в губернском военном комиссариате, совмещая это занятие с актерской профессией. С 1917 по 1922 г. работает в Череповецком губернском показательном театре. Дебютом Белова стала роль Нила в пьесе М.Горького «Мещане ». В репертуарный список молодого актера в эти годы входит целый ряд классических образов: Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя), Жадов и Незнамов («Доходное место» и «Без вины виноватые» А.Островского), Астров («Дядя Ваня» А.Чехова), Сатин («На дне» М.Горького), князь Мышкин (по роману Ф.Достоевского «Идиот»).

С конца 1922 г. Григорий Белов работает во многих театральных коллективах страны. Сначала был театр Большой пролетарской мануфактуры в Твери (до осени 1924), затем по году актер играет в театрах Ярославля, Владикавказа, Махачкалы, Днепропетровска, Николаева, по два года – в передвижном театре, обслуживающем промышленные центры Донбасса (1929–1931), и Казанском городском драматическом театре (1931 – 1933). Последующие семь лет играет на сцене Архангельского областного драматического театра (1933 – 1940). В 1936 г. Григорию Белову присваивается звание заслуженного артиста РСФСР. Довоенный творческий путь Белова заканчивается работой в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (ныне в этом здании размещается театр «Балтийский дом»).

В период профессиональных странствий актер продолжает осваивать классический репертуар: в список ролей включаются знаменитые шекспировские образы Ромео («Ромео и Джульетта»), Гамлета («Гамлет»), Яго («Отелло»), расширяется перечень горьковских персонажей: Петр («Последние »), Влас («Дачники»), появляются запоминающиеся образы в пьесах советских авторов (матрос Швандя в драме К. Тренева «Любовь Яровая», Вершинин в пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69»).

В начале войны Григорий Белов отправляется на Карельский фронт, где работает в Государственном театре КФССР, обслуживающем фронт и прифронтовую полосу. За это актер награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Г.А.Белов в роли И.В.МичуринаВ 1945 г. Белов начинает творческую деятельность на сцене Ярославского драматического театра им. Ф.Волкова, старейшего театра страны. Двадцать лет в труппе Ярославского театра – самый известный и плодотворный период в творчестве Григория Белова. Его театральные работы в это время сочетают точность социальных характеристик, глубину психологического анализа и выверенность жанрового рисунка. Актер исполняет ведущие роли в спектаклях классического репертуара (Крутицкий в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, Борис Годунов в трагедии «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого) и все чаще – в пьесах советских авторов (Воропаев в инсценировке романа «Счастье» П.Павленко, Плакун в «Вечном источнике» Д.Зорина, Гвоздилин в «Третьей патетической» Н.Погодина, Батя в «Иркутской истории» А.Арбузова). По-прежнему Белов обращается к горьковским образам, которые можно считать профессиональным талисманом в его творческой судьбе (Сомов в пьесе «Сомов и другие», Протасов в «Детях солнца», Барон в драме «На дне»). Сыграв роль судебного следователя в спектакле «Живой труп» Л.Толстого, актер продемонстрировал блистательное мастерство исполнения эпизодической роли.

В конце 1940-х гг. начинается кинематографическая деятельность Григория Белова. Классик советского кино А.Довженко приглашает актера на роль Мичурина в одноименном фильме. В 1949 г. за эту работу Белову присуждается Государственная премия СССР, в этом же году он получает звание народного артиста РСФСР, в 1950 г. награждается орденом Ленина.

После роли ученого-экспериментатора Мичурина актер создает образы таких ярких исторических личностей, как композитор Римский-Корсаков («Римский-Корсаков», 1953), дипломат Чичерин («Москва–Генуя», 1964). Успехом у зрителей и признанием критики пользовалась роль врача Арсеньева в фильме «Сельский врач» (1952), где актер акцентировал интеллигентность старого доктора и его бережное отношение к людям. Эти качества были присущи и самому Григорию Акинфовичу, выросшему в семье сельского учителя.

В определенной мере актер продолжил семейную традицию. На протяжении многих лет он вел активную педагогическую деятельность: в городах, где доводилось работать, преподавал в театральных студиях мастерство актера и сценическую речь, с 1945 по 1950 г. вел занятия по культуре слова и выразительному чтению в Ярославском педагогическом институте им. К.Ушинского.

Высокий профессиональный статус обязывал советского актера вести большую общественную работу. Григорий Белов был членом президиума ВТО (Всероссийского театрального общества), членом комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства, избирался депутатом Ярославского Совета депутатов, депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1956 г. Григорию Белову было присвоено звание народного артиста СССР.


Литература

Театральная энциклопедия. – Т. 1. – М., 1961. – С. 498 – 499.

Кинословарь. – Т. 1. – М., 1966. – С. 163 – 164.

Григорий Акинфович Белов // Вологодские зори. – М., 1987. – С. 470 – 471.

Народный артист из Вахонькина // Кадуйские зори. – Кадуй. – 1995. – С. 132 – 135.

С.Патапенко

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". -
Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X


Возврат к списку