Меню

Торговля и услуги

Торговля – это серьезный индикатор социально-экономического развития Вологодской области, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки местных производителей, малого и среднего бизнеса.

Без имени-6.jpg

В консолидированном бюджете области почти 10% поступлений приходится на поступления от торговли. Доля торговли в валовом региональном продукте составляет 12 %. Численность занятых в торговле 16% от общего количества занятых в экономике региона. Оборот розничной торговли по итогам 2019 года достиг 196,5 млрд. рублей, что на 1,9 % в сопоставимых ценах превышает показатель 2018 года (оперативные данные Вологдастата).

торговля.jpg

На территории Вологодской области функционирует более 9 тысяч объектов розничной торговли всех форматов. Основной акцент делается на развитие торговой инфраструктуры «шаговой доступности» во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства. Это прежде всего малые форматы торговли (в том числе небольшие магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки, сельскохозяйственные рынки).

В настоящее время в Реестр розничных рынков области включено 2 рынка (более 370 торговых мест). Сегодня ярмарки – простая и важнейшая инфраструктура для роста предпринимательской активности в мелкой торговле, малом и среднем бизнесе и производстве.

Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары и, соответственно, дать толчок к увеличению их производства, а потребителю на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию.

С целью сохранения положительного тренда в развитии ярмарочной торговли и повышения качественного уровня ярмарок, начиная с 2017 года, в регионе реализуется проект «Вологодская ярмарка».

Проект направлен на обустройство модельных ярмарочных площадок, путем возведения современных и практичных домиков для торговли на центральных площадях муниципальных районов области.

Проект реализуется методом предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов области на условиях софинансирования (75% - областной бюджет, 25% - бюджет органов местного самоуправления).

Также в рамках проекта осуществляется обустройство парков и скверов; благоустройство центральной части города; реконструкция дорожного покрытия улиц и ярмарочной площади; оформление входной группы ярмарки (арки).

Действенным способом прямой дистрибуции для производителей продовольственных товаров является нестационарная (киоски, павильоны, лотки) и мобильная торговля (торговля с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств). На территории области по итогам 2019 года осуществляют деятельность 1115 павильонов и киосков и 537 мобильных торговых объектов.

Для удаленных и малонаселенных пунктов мобильная торговля - один из немногих, а порой единственный способ снабжения жителей товарами. В Вологодской области органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на горюче-смазочные материалы, произведенных при доставке товаров в малонаселенные и труднодоступные населенные пункты.

Также с 2019 года выделяются средств на компенсацию части затрат на приобретение специализированного автотранспорта для развития мобильной торговли. Благодаря данному проекту в районах области организациями и индивидуальными предпринимателями приобретено 24 новых автолавки, 51 % их стоимости компенсирован за счет средств областного и муниципальных бюджетов.

Главная цель проекта по автолавкам – это повышение уровня обслуживания жителей малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов при доставке товаров.

Оборот общественного питания по итогам 2019 года составил 8,8 млрд. руб. или 102,5 % в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.

питание.jpg

В области насчитывается 1,9 тыс. объектов общественного питания на 105 тысяч посадочных мест. Наиболее популярным типом заведений общественного питания в городах являются кафе и рестораны, в районах области население продолжает пользоваться услугами столовых.

Такой положительной динамике способствует не только рост количества объектов общественного питания, но и активное развитие новых форматов торговли: еда на вынос, доставка готовых блюд на дом, кейтеринг, а также увеличение количества оказываемых ими дополнительных услуг: предоставление услуг Wi-Fi, организация детских, семейных праздников и других мероприятий, вызов такси для клиентов.

Таким образом, перспективой дальнейшего развития общественного питания в области должна стать многоформатность:
- развитие доступного массового питания для всех категорий населения в общедоступной сети;
- увеличение количества ресторанов и кафе с разными национальными кухнями;
- развитие придорожного сервиса;
- модернизация и укрепление материально-технической базы социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений.